Образовательные стандарты

 

           Школа №31 г. Киселёвск ////

 

Образовательные стандарты

 

ПРИКАЗ

от 6 октября 2009 г. № 373 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ПРИКАЗ

от 17 декабря 2010 г. № 1897 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Документы по осуществлению ФГОС НОО в МБОУ "ООШ №31"

  Всероссийские проверочные работы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является  неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт):
• является нормативным документом, разработанным и утвержденным  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
• включает в себя требования:
– к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– к условиям реализации основной образовательной  программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
–  к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
• является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.
Под введением Стандарта понимается его соблюдение  на всем образовательном пространстве Российской Федерации, а также обеспечение контроля за соблюдением Стандарта.
Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года  № 142 «О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесение в них изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Стандарт вводится с 1 сентября 2009 года в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Прием детей в 1 класс на обучение в соответствии со Стандартом  осуществляется по решению образовательного учреждения.
Введение Стандарта во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, осуществляется
с 1 сентября 2010 года.

Особенности образовательной программы
«Перспективная начальная школа»

В начальной школе,  начиная с 2010 – 2011 учебного года осуществляется переход на программу четырехлетней начальной школы: проект «Перспективная начальная школа»/; Сост. Р.Г.Чуракова.
УМК «Перспективная начальная школа» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего  образования всем обучаемым с учетом: разновозрастного зачисления детей в первый класс  (дети шести, семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); топографической принадлежности детей (городские и сельские дети имеют разный опыт жизни и свои преимущества, что, безусловно, должно сказаться на подборе учебного материала); разного уровня владения русским языком (нередко это дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие  логопедические проблемы); особенностей мировосприятия городских и сельских детей;  наполняемости классов: полные и малокомплектные; разновозрастные и разноуровневые и другие факторы.
Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»:
– Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное,  физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.
–Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить  осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык,  литературное чтение, окружающий мир,  математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.
– Принцип практической направленности. Он предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности  повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию); 
– Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для  вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных  программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить  основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся  получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.
– Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу  решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.
– Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях  (урочных и внеурочных):  утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.
В соответствии с требованиями ФГОС в школе организуется внеурочная деятельность в объёме 10 часов в неделю   по разным направлениям развития личности.

 

 


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К НАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

 

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие составляющие.
 • Возраст школьника. Первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет. И это не проблема понижения возраста первоклассника, но проблема одновременного присутствия на уроке разновозрастных детей, что потребовало сочетания игровых и учебных видов деятельности на протяжении всего первого года обучения.
 • Разный уровень развития школьника. Школьник, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами. Это потребовало решения задачи формирования сенсорных эталонов в адап¬тационный период в начале обучения.
• Топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник. Отбор материала учитывает опыт жизни школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности; учитывает не только то, чего лишен сельский школьник по сравнению с городским, но и преимущества, которые дает жизнь в сельской местности (богатейшее природ¬ное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно-предметной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции и семейный уклад жизни, высокая степень социального контроля).
• Разная наполняемость класса. Этот учебно-методический комплект не только для школьника, обучающегося в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малокомплектной и малочисленной школы. Развернутая формулировка заданий вместе с указаниями организационных форм их выпол¬нения (в группе, в паре) позволяет школьникам достаточно продолжительное время заниматься самостоятельно. Учитель же в это время может быть занят с другой возрастной группой учащихся. Сходная структура учебников внутри каждой предметной области и единая для всех учебников комплекта внешняя интрига помогают учащимся разных возрастных групп, находящихся в одном помещении, быть в едином образовательном пространстве.
• Разный уровень владения русским языком. Наш учащийся - это не всег¬да школьник, являющийся носителем московской нормы произношения; не всегда школьник, у которого русский язык - единственный язык общения; это часто школьник с большим количеством логопедических проблем. Поиск решения этого комплекса проблем потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций преподавания русского языка, разработки специальных линий орфоэпической работы и работы с обратным словарем.
• Особенности мировосприятия школьника, который часто общается с одним носителем знаний - своей учительницей. Это означает, что есть проблема дефицита общения и проблема поддержания статуса учителя. Понимание этих проблем вызвало к жизни два направления работы:
¦ создание двух интеллектуальных клубов и организация предметной
переписки со школьниками;
¦ создание методических пособий для учителя, содержащих помимо
поурочно-тематического планирования теоретическую часть для по¬вышения его квалификации. В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть теми способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрестных ссы¬лок между учебниками, каждый из которых имеет специфичные для своей образовательной области словари, дает школьнику возможность в процессе четырехлетнего обучения приобрести навыки работы с орфографическим, орфоэпическим, обратным, толковым, фразеологическим, этимологическим и энциклопедическим словарями. > • Необходимость формирования умений поиска, передачи, преобразования и хранения информации согласно требованию государственного образовательно¬го стандарта обусловила такое нововведение методической системы комплекта, как интерактивность. Интерактивность понимается авторами комплекта как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.
Интернет-адреса в учебниках комплекта приведены в расчете на создание условий использования компьютера в школах и на перспективное развитие школ. Поскольку для многих школ пользование Интернет-адресами остается пока еще делом будущего, в комплекте выстраивается система интерактивного общения со школьниками посредством клубной работы. Учебники приглашают учащихся принять участие в работе клуба «Ключ и заря» (клуб гуманитарных дисциплин) и клуба «Мы и окружающий мир» (клуб естественно-научных дисциплин). Через систему заданий в учебниках организуется обмен письмами между сюжетными героями комплекта (это брат и сестра - разновозрастные сверстники наших учащихся) и школьниками. Психологические характеристики героев учебников настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться (переписываться) с ними.
• Размещение методического аппарата по организации деятельности детей на уроках в корпусе каждого учебника позволяет комплекту выполнять и такое требование государственного стандарта, как формирование деятельности учебного сотрудничества - умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности.
Единая система условных обозначений во всех учебниках рассчитана на организацию индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы.

 

Комплект учебников
по УМК «Перспективная начальная школа» для 1 класса

Комлект по обучению грамоте включает «Азбуку»  и  «Тетради по письму» № 1, 2, 3 и методическое пособие для учителя.
В комплект учебных пособий по русскому языку входят учебник, «Тетрадь для самостоятельной работы» и методическое пособие для учителя.
Комплект по литературному чтению состоит из учебника, хрестоматии, «Тетради для самостоятельной работы» и методи¬ческого пособия для учителя.
Комплект по математике включает учебник в двух частях, «Тетради для самостоятельной работы» № 1, 2 и методическое пособие для учителя.
В комплект по окружающему миру входят учебник «Окружающий мир», хрестоматия «Окружающий мир», «Тетрадь для самостоятельной работы» и методическое пособие для учителя.
Комплект по технологии состоит из учебника «Технология» и методического пособия для учителя.

 

 

Что такое Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)?

Документы по осуществлению ФГОС ООО в МБОУ "ООШ №31"

Дата последнего обновления страницы 31.01.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения